ВЕРТОЛЕТ — летательный аппарат тяжелее воздуха, у кот-го подъемная сила, постулат, движение обеспечивается одним или несколькими несущими винтами, иногда в сочетании с небольшим крылом. В. способен совершать вертик. взлет и посадку, полет в различ. направлениях, висеть над заданной точкой. Первый В. был построен в России в 1911, в СССР - 1930. Серийное пр-во В. в СССР нач-сь в 1951. Ведущие авиаконструкторы М.Л. Миль, Н.И. Камов, A.C. Яковлев. Различают В. одновинтовые с рулевым (хвост.) винтом, двухвинт. с двумя несущими винтами на одной оси (соосные), двухвинт. с продольным и поперечным располож. несущих винтов. Скорость В. до 350 км/ч (возможно увеличение до 500—600 км/ч), грузоподъемность до 40 т. Воен. В. по назначению подразделяются на: боевые (огневой поддержки войск, противотанк., транспортно-десант., противолодочные), б. обеспечения (развед., связные, корректирования арт. огня, постановщики мин. заграждений, заправщики и др.), вспомогательные (санитар., учеб.-трени-ров., краны и др.), многоцелевые или общего назначения. Боевые В. оснащ-ся авиавооружением, электронным оборудованием, позволяющим действовать днем и ночью в любых метеоусловиях. В. огневой поддержки служат для поражения с воздуха огневых ср-в, живой силы и воен. тех-ки пр-ка. Вооружение: пулеметы, гранатометы, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, зажигат. баки и ДР-; частично бронируются. Тоанспорт.-десантные В. предназначены для доставки воен. техники, войск, подразд-й и грузов в р-ны б.д., высадки десантов, перевозки раненых и ДР- Могут перевозить внутри фюзеляжа грузы до 5—7 т и на наружной подвеске до 10—12 т. Вооружение: пулеметы, гранатометы, неуправляемые ракеты.
|