МУЛЛА - мусульманский священнослужитель. Его влияние особенно в сельской местности чрезвычайно велико. Мулла не только служит в мечети, отправляет религиоз. обряды, связанные с рождением, смертью, мусульман, праздниками, но, по существу, является учителем, дух. наставником, судьей. Мнение муллы является определяющим при решении мн. вопросов, касающихся не только религии, но и всех сторон жизни его паствы. Служителей ислам, культа к 1978 насчитывалось ок. 300 тыс. (2% населения). Особенностью Афг-на являлось то, что в стране отсутствовал верховный религиоз. глава. Муллы никому не подчинялись. Существующие советы улемов (богословов) в центре и пров. давали только толкование Корана и выдавали разл. рекомендации, которые не имели обязательной силы. Чл. "Джаамат-и-улема" (общества богословов Афг-на), духовенство кабульских мечетей в апр. приветствовали "рев-цию" и поддержали Ревсовет, направив ему соответствующее послание. Новый режим провозгласил основы ислама принципами св. внутр. политики, стал выделять ср-ва для ремонта и строительства мечетей и молитвенных домов, ввел льготы паломникам в Мекку, повысил жалованье муллам. Однако за этими внешними проявлениями уважения к исламу и его служителям скрывалась политика искоренения ислама. Он рассматривался НДПА как анахронизм, способный отражать лишь интересы эксплуататорских феодально-клерикальных классов, не учитывая, что ислам - мировоззрение большинства нас-я. Не проведя необходимой разъяснит, работы, врагом № 1 была объявлена орг-ция "Братья-мусульмане". Возложив всю ответственность за провал мн. реформ (см. в частности Аграрная политика НДПА) на мулл, новый режим стал проводить в отношении их жесткие репрессии. Мн. их расстреливали на глазах верую-их, тем самым возводя их в ранг шахидов" - мучеников за веру. Поэтому очень скоро возникло во-оруж. сопротивление новому режиму, оторое под влиянием мулл поддер-~о большинство нас-я в силу св. не-мотности, религиоз. фанатизма и спрекословного почитания мулл.
|