ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР (ОГМО) - орган координации и упр-я б.д. ОКСВ, а также совместными действиями ОКСВ с ВС ДРА (РА). Создана 28.12.1979. Действовала в Афг-не до конца 1986 периодически, с 1987 на постоян. основе. Рук-ли ОГ МО: гл.-а С.Ф. Ахромеев (1979), МСС СЛ. Соколов (1979-1984), ген.-а В.И. Варенников (1985-1989) (см. соответствующие персоналии). Причины создания ОГ МО: 1. Необходимость согласования и координации усилий всех сов. представителей (посольства, советнич. аппаратов и советников в ВС ДРА (РА), представительств КГБ, МВД СССР, парт, советников, советников и специалистов в экономических ведомствах Афг-на, командования 40-й А и др.) по созданию условий для стабилизации положения в стране. Фактически координации, а зачастую и простого взаимодействия между представителями сов. ведомств в Афг-не не существовало. Они действовали разрозненно, каждый по указаниям своего московского рук-ва, что не позволяло добиваться необход, рез-тов. 2. Необходимость согласования и координации б.д. сов. войск, соед-й и частей ВС Афг-на, оператив. частей ХАД и Царандоя против НВФ. По идее это мог бы осуществлять гл. воен. советник в Афг-не. Однако, ему не была подчинена 40-я А, а представительства КГБ и МВД, их руководители в Москве считали его только советником МО ДРА (РА) и ревностно следили, чтобы он не выдавал рекомендаций по ведению б.д., особенно министрам гос. безопас-ти и внутр. дел Афг-на без их ведома. 3. Необходимость решения мн. вопросов, в т.ч. и военно-полит. на высшем парт.-госуд. уровне ДРА (РА). Право выхода на столь высокий уровень имел только посол СССР, но он был связан условностями дипломат, протокола, что значительно замедляло и затрудняло работу. Поэтому ОГ МО возглавляли такие авторитет, руководители, как зам. МО СССР МСС СЛ. Соколов, зам. нач. ГШ ген.-а В.И. Варенников, которые могли встречаться и решать вопросы не только с рук-вом МО, но и полит, рук-вом Афг-на. 4. Существовала и субъективная причина. Министр обороны МСС Д.Ф. Устинов не до конца верил в способность ко-мандов-я 40-й А и ТуркВО должным образом организовать б.д. ОКСВ. Поэтому по сов. практике ОГ МО он отводил роль "толкача". Это приводило к вмешательству ОГ в б. деятельность ОКСВ, непосредственное упр-е войсками. Так, ежедневное рассмотрение развед. информации, что являлось прерогативой штаба А. осуществлялось в ОГ. Там же принимались решения на реализацию разведданных. Командарм получал уже готовое решение на применение сил и ср-в А, подписанное руководителем О Г МО. Наблюдались и попытки руководить конкретными операциями силами ОГ. Эти функции отпали в конце 1984, после того, как министром обороны СССР стал МСС СЛ. Соколов. Однако и он не до конца отошел от сов. практики. С учетом того, что ОГ МО до конца 1986 находилось в Афг-не периодически, в марте 1985 в Афг-н была направлена штатная гр. представителей ГШ ВС СССР с постоян. дислокацией в Кабуле (см. Группа представителей Генерального штаба ВС СССР). ОГ МО провела большую и разнооб-раз. работу в сов. войсках, в ВС, ХАДе и Царандое. Она оказывала значит, влияние на полит, и воен. руководство Афг-на, побуждая его строго и четко выполнять сов. рекомендации. Провела большую полит, работу. Осуществляла постоян. связь с контрольными органами ООН в Кабуле (ЮНГЕМАП), информируя о ходе вывода ОКСВ и обращая внимание на нарушение женевских договоренностей Пакистаном. ОГ сыграла важную роль в упра-лении ОКСВ, повышении боеспособности афг. ВС, приобретении ими способности самостоятельно противостоять НВФ. По мере сил и возможностей координировала деятельность сов. представительств в Афг-не, стремясь направить усилия сов. и афг. ведомств на стабилизацию воен.-полит. обстановки в стране.
|