ПЕРЕБРОСКА ОРУЖИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОГО РЕЗЕРВА ДУШМАНОВ ИЗ ПАКИСТАНА И ИРАНА В АФГАНИСТАН - осуществлялась по 99 караванным маршрутам, в т.ч. из Пакистана - по 68, Ирана - по 31. Наиб, активно использовались 33 караван, маршрута (из Пакистана - 24, Ирана - 9). Осн. направления караван, путей: Джелалабадское (маршруты 2, 5, 6, 8, 11, 14, 15, 18, 20, 24, 26); Газни-Гардезское (2, 36, 41, 42, 45,48, 52); Кандагарское (54, 57, 59,62 65,67,68,71,73); Фарахское (73,74, 7б' 78, 80); Гератское (85, 90, 94, 97). Джелалабадское направление охватывало границы пров. Кунар и Нан-гархар протяженностью до 430 км. Наличие высоких гор позволяло душманам прокладывать маршруты по гор. перевалам и высокогор. ущельям, по руслам рек и гор. тропам. Большая часть караван, маршрутов использовалась только в летние м-цы, т.к. с середины окт. по май перевалы закрыты. Указанное направление служило для переброски оружия и б/п в ущелье Панджшер, в центр, и сев. пров. страны. Караван, маршруты в р-не Парачинарского выступа использовались для доставки грузов и подготовленного резерва как для сев. р-нов (через Черные горы и пров. Лагман), так и для центр, (через Джигдалай, Суруби). По этим же маршрутам доставлялось оружие и б/п в пров. Пак-тия, Логар, Вардак и далее на север. Газни-Гардезское направление охватывало пров. Пактия, Пактика, Газни и округ Хост. Протяженность границы - около 500 км. Маршруты переброски оружия и б/п использовались для доставки их НВФ в центр, р-ны Афг-на, а также для создания запасов в приграничных р-нах, на территориях, контролируемых душманами, баз. р-нах (Шутан, Иска-поль), перевалоч. базах (Джавара, округ Хост). На данном направлении для транспортировки грузов использовались как вьючные животные, так и автотранспорт, мотоциклы и тракторы с прицепами. Караван. маршруты данного направления использовались 8-9 м-цев, а иногда и более, в зависимости от глубины снежно покрова в горах в зимние м-цы. Наиб, интенсивно и практически круглогодично использовались караван, маршруты Кандагарского направления, которые проходили по пров. Забуль, Кандагар, Гильменд и Нимроз. Протяженность границы - 910-950 км. Для перевозки оружия и б/п в основном задействовался мех. транспорт, реже - вьючные животные. Доставка грузов осуществлялась с баз, располож. вдоль границы с Пакистаном в пров. Урузган, Гор, Вардак, Бамиан и далее на север. По караван, маршрутам Фарахского направления осуществлялась доставка оружия, б/п и резерва из Ирана для НВФ как приграничных пров., так и центр., и сев. р-нов Афг-на. В основном использовался автотранспорт, т.к. имелась довольно разветвленная сеть автодорог как в Иране, так и Афг-не. Караваны 5-10 автомашин формировались в пригранич. зоне. Протяженность границы - 340 км. Гератское направление использовалось для переброски оружия и б/п в пров. Герат, Гор, Бадгиз, Фарьяб, Джаузд-жан, Бамиан и др. Протяженность границы - 480 км. Маршруты Герат-ского направления функционировали в течение года. Большая часть подготовл. резерва Душманов, караванов с оружием и б/п на тер-рию Афг-на перебрасывалась из Пакистана, поскольку там находились почти все штаб-квартиры антиправит. партий и орг-ций и сюда направлялся осн. поток поставляемого НВФ оружия. На тер-рии Паки-стана и Ирана оружие и б/п, предназначенные для отправки в Афг-н, на автотранспорте доставлялись к гос. границе на перевалоч. базы, где осуществлялось формирование караванов. В р-не Парачинарского выступа и на юге округа Хост оружие и б/п доставлялись на перевалоч. базы, расположенные в пригранич. зоне Афг-на. Душманы при формировании караванов и выборе маршрута движения по территории Афг-на избегали шаблонов, часто меняли направление движения. Оно осуществлялось в основном ночью, а также днем в сложных для действия авиации метеоусловиях. Безопасность движения обеспечивалась хорошо организ. системой походного и непосредств. охранения, разведки и оповещения на маршрутах. Для улучшения проводки караванов, а также обеспечения безопасности во время движения назначались: проти-возасадная группа; гр. обеспечения движения; караван, гр., в составе которой на каждую гр. вьючных животных назначался ответственный. Про-тивозасадные гр. обычно состояли из 20-30 чел. и высылались в р-н движения, где устраивалась засада заранее, за 1-2 дня до начала движения каравана. Задача гр. состояла в том, чтобы окружить р-н возможной засады и воспрепятствовать действиям засад, гр. сов. и афг. войск. Противозасад. гр. вооружалась легким и тяжелым оружием (миномет, БО, РПГ, стрелк. оружие и РГ), по возмож-ти в эту гр. выдел-сь ср-ва связи и наблюдения. Если сов., афг. подразд-я занимали р-н или организовывали засаду раньше, противозасад. гр. завязывала бой и передавала сигнал опасности в караван. Гр. обеспечения движения насчитывала 10- 20 чел. и высылалась на удаление 1- 3 км от каравана. Задачи: осуществлять охрану маршрута движения, а также вести назем, и воздуш. разведку и наблюдение в процессе движения. Связь с караваном поддерживалась через р/с, а при отсутствии ср-в связи - через посыльных (вестовых). В случае назем, или воздуш. опасности об этом немедленно извещался главарь (старший) каравана. Если быстро это было сделать невозможно, то производился выстрел или очередь из стрелк. оружия трассирующими пулями в сторону каравана. При завязывании боя гр. обеспечения занимала оборону и ожидала поддержки караванной группы. При получении сигнала опасности старший каравана прекращал движение, вьючные животные заводились в ущелья, за камни, в зеленую зону. Гр. душманов из состава караванной группы высылалась на помощь гр. обеспечения. Караванная группа осуществляла проводку основ, сил каравана. Числ. состав зависел от кол-ва вьюч. животных и рода перевозимого груза и мог составлять от 30 до 80 чел. Для повышения живучести караваны следовали расчлененными гр. - 4-5 гр. В каждой гр. 2-5 вьюч. животных или 1-2 автомобиля. Расстояние между вьюч. животными в каждой гр. 20-30 м, а между гр. - 100- 200 м. С каждым животным двигались 2-3 человека для того, чтобы во время воздуш. или назем, нападения суметь направить животных в безопасное место. Остановки для намаза, приема пищи и отдыха осуществлялись в укрытых местах (зеленая, кишлачная зоны, ущелья, пещеры, сухие русла рек, глинобитные дувалы, каменистая местность). Во время остановки каравана расстояние между вьючными животными и гр. каравана сохранялось. Из состава охраны назначались наблюдатели, которые, заняв выгодные позиции на господ, высотах, осуществляли наблюдение за местностью. Распоряжение об остановке заранее не доводилось. Об этом знал только главарь (старший) по проводке каравана. Места дневок (отдыха) караван покидал с наступлением темноты.
|