ПУТИ СООБЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ — общ. протяженность автодорог Афг-на к 1979 составляла 18,3 тыс. км, из них 15% с твердым покрытием. Ср. плотность автодорог — 2,8 км на 100 кв. км территории. Наиб, обеспечены дорож. сетью юго-запад, и центр, р-ны Афг-на. Автодо-рож. сеть страны связана с городами сопредельных гос-в 13 маршрутами. Тех. состояние дорог с твердым покрытием сравнительно высокое и допускает движение автотранспорта со скоростью 60—100 км/ч при массе трансп. средств 60—80 т. Ср. пропуск, способность дорог — 3—4 тыс. автомобилей в сутки, дорог с твердым покрытием — 6—8 тыс. При помощи СССР построены соврем. авто-Дороги Шерхан—Кабул и Кушка-Герат—Кандагар, которые позволили Установить прямую автодорож. связь Между СССР, Пакистаном и Индией. Основой дорож. сети являлась Кольцевая автомагистраль Кабул—Пули-Хумри—Шибарган—Герат—Кандагар—Кабул и отходящие от нее Дорог к границам сосед, государств: к границе с СССР 4 дороги: Пули-Хумри — порт Ширхан; Мазари-Ша-риф—Хайратон; Герат—Кушка; Янги-Арык—Хуштапа; к границе с Ираном дорога Герат—Исламкала; к границе с Пакистаном 2 дороги: Кандагар— Спинбальдак; Кабул—Торхам. Ав-тотр-т в Афг-не — осн. вид трансп. системы страны. На его долю приходится подавляющая часть внутр. и внеш. грузооборота. Большая часть тер-рии (ок. 85%) труднопроходима и непроходима для б. и транспортной тех-ки. Высокие и средневысокие горы и нагорья (горы Гиндукуш, Сулеймановы, хребты Ва-ханский, Сефид-Кух (Паропамиз), нагорье Хазараджат), занимающие центр, и вост. части страны, образуют мощную преграду протяженностью ок. 1 500 км и шир. до 400 км на пути из СССР через Афг-н в Индию и Пакистан. Наиб, труднодоступный гор. рубеж образуют горы Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Ваханский хребет, пересекающие Афг-н с востока на запад. Горы состоят в основном из ряда параллельных высокогор. хребтов и глубоких крутосклонных долин. Осн. транспортными путями здесь являются вьючные тропы. Перевалы расположены на абс. высоте св. 3 000 м и открыты с апр.—мая по сент.—окт. В вост. части гор Гиндукуш, на хребтах Ваханский и Сефид-Кух (Паропамиз) перевалоч. седловины узкие, часто покрыты снегом и льдом, подъемы и спуски крутые. В запад, части гор Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Сулеймановых седловины широкие, но проходы в них очень трудные, изобилуют кру-тостями и скалистыми дефиле. Сквозных попереч. долин почти нет. Сулеймановы горы преимущественно высокие, сильно расчлененные, являются горной преградой на вост. участке границы с Пакистаном. Нагорье Хазараджат труднопроходимо, а местами непроходимо для техники. Движение вне дорог в горах наиб, удобно по долинам рек. Наиб, важные проходы с тер-рии СССР: Зольфагарский, от границы через Афг-н в Иран по долине безымянной реки; от Кушки к Герату, через перевал Рабати-Мирза (абс. высота — 1 580 м), далее на юг страны по Джиджэмскому проходу; Баламургабский, от границы по долине р. Мургаб через Калайи-Нау к Герату. Проходы с тер-рии Афганистана: Вардуджский, от Файзабада по долине р. Вардудж к границе с Пакистаном через перевал Аграм-Ан (абс. высота — 4 891 м); Хайберский, по долине р. Хайбер в Пакистан. На территории Афг-на: Ташкурганский, от Хульма на юг по долине р. Саманган, по усовершенст-му шоссе на Кабул; Шикаридский, по долине р. Шикари-да, по шоссе на Бамиан (см. также Автомобильные перевозки в Афганистане).
|