АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В АФГАНИСТАНЕ — обеспечивали б.д. 40-й А и осуществлялись 59-й оабрмо, дислоцир. в Пули-Хумри (250 км до сов.-афг. границы и до Кабула). Подвоз мат. ср-в с тер-рии СССР осуществлялся по 2 направлениям: Кушка—Герат—Шинданд и Термез—Кабул. Всего в армейском звене подвоза участвовало до 3,5 тыс. ед. автотехники и в войсковом — 2,5 тыс. Из-за отсутствия ж.д., слабой сети аэродромов автотранспортом осуществлялось 95% перевозок мат. ср-в. Характеристика дорожной сети. Сеть автодорог развита слабо. Основная дорожная сеть — кольцевая автомагистраль Кабул—Пули-Хумри—Шибирган—Герат—Кандагар-Кабул и отходящие от нее 7 дорог к границам соседних гос-в. Однако и эта основная дорога на сев. Шибирган—Герат и на юге Кандагар—Газни дорогами с твердым покрытием не соединены. Всего имеется 2,6 тыс, км дорог с асфальт, или бетон, покрытием. Ширина дороги 7 м, св. 300 мостов длиной 50 м и св. (т. е. 1 мост на каждые 8 км), 10 тоннелей, перевалы. Наиб. сложный участок дороги Термез—Кабул пролегает через горный массив Гиндукуш, с гор. перевалами, в т.ч. Саланг высотой 3 947 м с системой галерей, самым высокогорным в мире тоннелем протяженностью 2 686 м. Общая дл. закрытой галереи св. 6 км, ширина проезжей части в тоннеле 6 м, высота тоннеля — 5,25 м, пропускная способность до 1 тыс. авто в сутки. Дл. подъема и спуска — 80—100 км. Дорога Кабул— Джелалабад—Торхом шириной 7 м, протяженностью 212 км проходит по ущелью р. Кабул, местами по карнизам в стенках ущелья, в отд. местах по тоннелям. Дорога по перевалам поднимается до высоты 2,3 км крутыми подъемами. На дороге 221 мост (1 км — 1 мост), из них 4 кр. и 7 тоннелей. Крутые повороты, подъемы, спуски, обвалы, оползни, падающие камни (зимой — снежные лавины и завалы), недостат. грузоподъемность мостов (10—12 т), недоступность рек для преодоления вброд и др. затрудняют движение. Характеристика движения. Ср. скорость движения автоколонн на дорогах с твердым покрытием в р-нах гор 10—30 км/час. В горах вследствие понижения температуры воздуха, падения давления температура кипения в системе охлаждения снижается на 10%, мощность двигателя падает на 10—12%, расход топлива возрастает в 1,5—2 р., грузоподъемность снижается на 20—30%. Условия эксплуатации тяжелые. Пробег основного авто - КАМАЗ — 5320 км до списания — 50—60% при норме 175 тыс. км. Структура грузоперевозок: автобензин и ДТ — до 65%, б/п —7%, продовольствие — 10%, дрова и уголь — 10%, ост. имущество — 8%. Порядок построения автоколонн и режим движения. Автоколонны формировались обычно в составе роты. За нач. колонны следовал ротный пункт питания, далее автовзвод и тех. замыкание. Длина ротной колонны на марше — до 5 км. В каждом взводе по одной штатной машине выделялось под 23-мм спаренные зенит, пушки "ЗУ-23" с приданным расчетом стрелков без брони. Связь между ком-рами роты, взводов и нач. тех. замыкания осуществлялась через р/с Р-123, на- строенные на волну пунктов охраны маршрутов. Обычно плечо подвоза составляло 250—300 км. Время движения — световой день, летом до 16—17 часов, продолжительность рейса — 5—6 суток. Дневные привалы обычно не делались, ночные привалы — в пунктах охраны маршрутов, которые находились вдоль дороги на удалении 5—25 км. Движение колонн осуществлялось в сложнейших б. условиях, при постоянных диверсионно-засадных действиях НВФ (см. Засады и диверсионные действия душманов на коммуникациях; Засады, диверсии и обстрелы колонн). Поэтому охране и обороне автоколонн придавалось особое значение (см. Проводка автоколонн).
|